Погружения в Одессе. 16-17 Июня

Школа дайвинга DIVEZONE предлагаем вам поехать в Одессу и нырнуть на рэки
одесского залива (объекты Онега, Брянск и Сулина) на водолазном боте Фидониси. 

Дата 16-17 июня (суббота, воскресенье). 
Включено: 2 дня дайвинга, фишинг.
Не включено: трансфер в Одессу, проживание и питание. 

 

«Онега» — самый свежий рэк Одессы.

В июне 2014 года, в Одесском заливе затонуло рыболовецкое судно «Онега». Корабль построен в СССР,принадлежит турецкой компании,выкупившей судно в качестве металлолома. По дороге на утилизацию,по неизвестным причинам,судно накренилось и пошло ко дну,пополнив и без того богатую коллекцию затонувших объектов Черного моря. 
По непроверенной информации ,турки использовали корабль для контрабанды ГСМ,что и сделало практически невозможным погружения из за вытекающей на поверхность солярки. 
Украинской стороной проводились работы по ликвидации последствий и предотвращению распространения нефтяных пятен.И только спустя год стало возможным посетить этот интереснейший объект. 
Особую гордость испытываешь,осознавая,что ты ныряешь на корабль одним из первых. 
На корабле присутствует все необходимое для рыболовного промысла-лебедки,сети, тралы,спасательные баркасы. 
Якоря на своем месте,есть запасной якорь (лежит на верхней палубе). 
В общем очень много всего лежит снаружи ,но еще больше внутри. 

 

 

«Брянск» 

Пароход был построен в 1898 году на верфях британского города Сандерленд и несколько раз менял владельцев, пока его не приобрели испанцы, давшие ему имя «Inocencio Figaredo». Во время Гражданской войны в Испании пароход курсировал между Испанией и СССР, снабжая оружием республиканцев. В 1938 году, когда франкисты победили, пароход находился в Одессе. Он был конфискован Советским Союзом и получил новое имя «Брянск». Команде корабля было предложено остаться в СССР, поскольку в Испании им угрожала расправа за работу на республиканцев. Большая часть испанских моряков смогла вернуться на родину лишь через двадцать лет. 
Когда началась война, «Брянск», способный принять на борт около 2500 человек, был передан Черноморскому флоту и использовался как транспортный корабль. 21 августа 1941 года «Брянск» без сопровождения возвращался в Одессу из Севастополя за очередной партией красноармейцев. При подходе к порту он был атакован немецкой авиацией. Большой тихоходный пароход был отличной мишенью, и шансов спастись у него не было. Если бы «Брянск» в этот момент перевозил войска, то счет жертв мог пойти на сотни и тысячи, но погибла только команда, около сорока человек. 

В настоящее время останки «Брянска» покоятся на глубине 18 метров в десяти километрах от Одессы. После войны надстройки с корабля срезали, чтобы они не мешали судоходству. 

 

«Сулина» — трагедия сухогруза. 

Сухогруз «Сулина» был построен на верфи «Cantieri Navali Riuniti», Палермо (Италия) в 1939 году, совместно с однотипными судами «Мангалия», «Балчик» и «Каварна», которые также были приобретены Морской службой Румынии. 

2 июня 1941 года одновременно со вступлением Румынии во Вторую Мировую войну на стороне Германии против бывшего Советского Союза, часть торгового флота (в том числе и сухогруз «Сулина») была реквизирована румынской армией, для последующего транспортного обеспечения грузами военного характера. При мобилизации этих кораблей их можно было переделать во вспомогательные транспортные суда для перевозки войск и других военных грузов. 

В течение 1942 года, вплоть до трагического происшествия, сухогруз «Сулина» использовался в конвоях наряду с шестью другими транспортами, под охраной германских и румынских кораблей для снабжения войск с 5 по 19/21 марта, с 12/13 марта до 20/21 марта и соответственно 28/29 мая 1942 года. 

Вечером 28 мая 1942 года из порта Констанца вышел конвой в составе грузовых транспортов «Ардял» и «Сулина» под эскортом эсминцев «Королева Мария» и «Принц Фердинанд». Этот конвой проследовал до Бугаза без происшествий, где и был передан утром под конвой других германских тральщиков из состава «Дунайской флотилии». 

Спустя три часа, а точнее в 9.25 с тральщиков «Дунайской флотилии» был получен сигнал об обнаружении советской подводной лодки. Один из немецких унтер-офицеров из состава противовоздушной обороны впоследствии заявил, что видел перископ на расстоянии 300 метров по борту под 45 градусов прошли 2 торпеды в ста метрах от теплохода «Сулина». Изначально был засечен солнечный блик от перископа и выявлена позиция подводной лодки. Унтер-офицер наблюдения на «Сулине» наблюдал торпедный залп подводной лодки и теплоход выполнил несколько маневров. Капитан теплохода «Сулина» высказал другую версию — теплоход столкнулся с плавающей миной (во время выполнения противолодочного маневра), которая не была уничтожена во время операции по разминированию акватории моря. 

Имея в виду, существование двух гипотез гибели теплохода, тяжело с уверенностью установить точную причину гибели корабля.(мина или торпеды).Большинство источников не признает вариант гибели от торпед подводной лодки. Из показаний пилота самолета, который осуществлял воздушное прикрытие конвоя, следует, что во время взрыва на корабле, на расстоянии 3 километра он видел пенный след, предположительно от перископа подводной лодки, куда и направил свой основной бомбовый удар. 

Согласно некоторым советским источникам, торпеды были выпущены с советской субмарины А3 под командованием капитана 3-го ранга Цурикова С.А.. 

Но, не зависимо от исторической правды, факт остается фактом, что к сожалению был потоплен один из самых важных торговых теплоходов Румынии времен Второй Мировой Войны. 

Взрыв произошел в период 09.30-09.35 ниже ватерлинии на правом борту теплохода в районе машинного отделения, и хотя корабль был потоплен мгновенно, при этом три работающих на смене механика погибли, четвертый механик унтер-офицер успел спастись вплавь. В то же миг был отдан якорь левого борта на глубину 24 метра и началась немедленная эвакуация личного состава, экипажа, секретных документов и морских карт. 

В момент кораблекрушения на борту корабля находилось румынский экипаж состоящий из 44 членов команды, под командованием Виктора Миху, германский экипаж из 21 человека и 35 германских саперов, которые должны были участвовать в минировании порта Одесса, а также второй механик с теплохода Аркадия. Корабль перевозил уголь в зоны боевых действий румынских войск на юге Украины. 

29 мая 1942 года в 09-55 теплоход «Сулина» был поглощен морскими водами в районе порта Одесса с координатами 46-31 N 30-52 Е в радиусе 7 км Восток или 6 морских миль от порта Одесса. 

Экипаж был спасен, кроме погибших 4-го механика Петру Ханеша и мотористов Василя Зоитария и Иона Баланеску. Также были тяжело ранены три члена команды, семь германских саперов и один германский гражданский были легко ранены, все раненые были отправлены самолетом в госпиталь в Бухарест. 

Румынский экипаж был перевезен 30 мая в Констанцу заботой Морского департамента. 

Капитан корабля «Сулина» господин Миху Виктор заявил: 

Я был с моим кораблем «Сулина» в дороге из Констанцы в Николаев. 29 мая в 5-00 утра была сделана смена вахты до Бугаза. Конвой состоял из 5 плавсредств Румынского флота из которых 3 находились впереди конвоя с аппаратом траления мин. С тактическим номером 1 был транспорт «Ардял». «Сулина» был под номером 2, находясь 300 метров от транспорта «Ардял». В 9.25 случился взрыв. Погас свет, так как остановилась главная машина и все вспомогательные механизмы. 

Происшествие произошло по борту в районе машины, ближе к корме. Также были разбиты две спасательные шлюпки, которые оборвались со шлюп-балок и перелетев через телеграф, упали в районе 4-го трюма, и попали внутрь трюма. Машинное отделение мгновенно заполнилось водой и три дежурных механика погибли на месте. Четвертому унтер-офицеру из машинного отделения удалось спастись вплавь. В это же время был отдан якорь по левому борту (по ходу движения). После этого корабль начал тонуть. На воде находилась спасательная шлюпка, по левому борту, которая с трудом занималась спасением секретных документов и навигационных приборов. Катера «Дунайской флотилии» сразу же подошли к бортам «Сулины». С одного катера по приказу промерили глубину и установили 24 метра. В первую очередь были спасены саперы. Часть экипажа по моему приказу эвакуировалась в спасательных шлюпках, другая часть – на катерах. Я покинул корабль последним, вместе с господином Baack (supercargo) перейдя в катер. 

Катер взял на буксир спасательную шлюпку. Отойдя около 100 метров от корабля, мы отвязали трос. Я приказал старшему в шлюпке ждать на месте, а сам на катере обошел вокруг тонущего корабля. 

Вскоре после этого в 9.55 корабль утонул, с креном на корму. 

Во время взрыва небо было немного пасмурным, ветер легкий северный, северо-западный, на море небольшое волнение. Я не видел следов торпед, но я видел пену, похожую как после торпед, до начала неразберихи. На мой взгляд, взрыв произошел извне, так как спасательные шлюпки попали внутрь судна от взрыва. Аппарат WBS был в действии. Корабль уже не маневрировал и потерял быстро скорость, так что не было никакой возможности двигаться к берегу. На борту находился румынский экипаж из 44 человек, немецкий экипаж 21 человек, 35 саперов и второй механик с буксира «Аркадия». Погибших механиков не смогли достать из машинного отделения, так как машина мгновенно была заполнена водой.